Номинал | 1 рубль |
Год | 2012 |
Качество | пруф (proof) |
Материал | серебро (925/1000) |
Масса | 8,53 (±0,09) г |
Масса драг. металла | 7,78 г |
Диаметр | 25,00 (±0,20) мм |
Толщина | 2,20 (±0,20) мм |
Тираж | 5 000 шт. |
Дата выпуска: 01.03.2012
Памятная серебряная монета 1 рубль 2012 года «И-16» серии «История русской авиации» имеет форму диска серебристого цвета с выступающим кантом по окружности на лицевой (аверс) и оборотной (реверс) сторонах. Материал монеты не обладает ферромагнитными свойствами.
На аверсе (лицевой стороне) монеты 1 рубль 2012 года «И-16»:
в центре — эмблема Банка России (двуглавый орёл с опущенными крыльями, под ним — надпись полукругом «БАНК РОССИИ»), обрамленная кругом из точек и надписями по кругу — вверху: «ОДИН РУБЛЬ», внизу: слева — обозначения драгоценного металла и пробы сплава, в центре — дата выпуска «2012 г.», справа — содержание химически чистого металла и товарный знак монетного двора.
На реверсе (оборотной стороне) монеты 1 рубль 2012 года «И-16»:
в центре диска на светлом поле — винтовой самолет-моноплан в полете с правым креном, цвет сегмента диска над ним плавно переходит от светлого в аквамариновый, под самолетом на полусегменте аквамаринового цвета, в светлом четырехугольнике — горизонтальная надпись: «И-16», внизу вдоль канта — надписи, слева: «ИСТОРИЯ», внизу и справа на аквамариновом участке поля: «РУССКОЙ АВИАЦИИ».
Художник: А.А. Брынза.
Скульптор: А.А. Брынза.
Чеканка: Санкт-Петербургский монетный двор (СПМД).
Оформление гурта: рифленый (200 рифлений).
Памятные монеты Банка России из недрагоценных металлов
Памятные монеты Банка России из драгоценных металлов
Серия: История русской авиации
И-16
Каталожный номер: 5109-0104
И-16 (ЦКБ-12) — советский одномоторный поршневой истребитель-моноплан
30-х годов, созданный в ОКБ Поликарпова. Первый в мире серийный
высокоскоростной низкоплан с убирающимся шасси.Конструкция — смешанная. Фюзеляж — деревянный, монокок, выклеенный из
шпона, с переменной толщиной стенок: от 4 мм в передней части до 2,5 мм
в хвостовой. Каркас фюзеляжа составляли 4 лонжерона и 11 шпангоутов —
рамных, из сосновых реек фанерных стенок, коробчатого сечения; стрингеры
— рейки, врезанные в шпангоуты. Для технологичности монокок изготовлялся
из двух половин (правой и левой), стыкованных в плоскости симметрии
самолета.Кабина была первоначально закрытая, затем — открытая. Отказ от
закрытой кабины частично был вынужденным: фонарь изготавливался из
недостаточно качественного материала, и это ухудшало обзор летчика;
частично это было вызвано претензиями летчиков, которые привыкли летать
с открытой кабиной, и опасались, что в случае аварии не успеют открыть
фонарь.Первый полёт на прототипе был выполнен Валерием Чкаловым
(лётчик-испытатель Государственного авиационного завода № 39) — 30
декабря 1933 года.После эксплуатационных испытаний в Крыму самолёт был
продемонстрирован широкой публике на первомайском параде. В 1935 году
демонстрировался на Международной авиационной выставке в Милане. 1940
год — год самого массового выпуска — около 2710 машин.Аэродинамическая схема — низконесущий моноплан.
Шасси убирающиеся, с ручным приводом.
Дополнительное оснащение:
— подвесные баки;
— реактивные снаряды РС-82;
— авиабомбы.
Источники: Шавров В.Б. «История конструкций самолетов в СССР до 1938
года» 4-ое изд., исправленное. Изд.: «Машиностроение», М., 1994,
интерактивный ресурс «Википедия».Самолет-истребитель И-16, созданный под руководством Н.Н. Поликарпова в 1934 году, был одним из самых быстроходных и маневренных истребителей своего времени. Самолет применялся в войнах в Испании, на Халхин-Голе, с белофиннами и на фронтах Великой Отечественной войны.